Основные способы подвески и фиксации ротора в вентиляторах для охлаждения РЭА
На рынке сегодня представлено множество вентиляторов различных характеристик: размеров, производительности и пр. При этом даже внешне одинаковые модели могут иметь исполнение с подшипниками скольжения или качения, а самые современные — с новым Vapo-подшипником в сочетании с Magnetic Levitation Systems. Именно об основных характеристиках этих конструкций пойдет речь в этой статье.
Современные вентиляторы имеют самую широкую гамму типоразмеров: от 17×17 до 176×176мм, диаметров от 171 до 254мм; самый широкий диапазон питающих напряжений: 5, 12, 24, 48 В постоянного тока и 115, 220, 240, 380 В переменного. При этом они имеют разную производительность (5,1 — 1 445м3/ч), а также разный уровень шума (16 — 66 дБ).
Эти наиболее важные характеристики не будут полными, если не вспомнить, что внешне одинаковые модели могут иметь исполнение с подшипниками скольжения или качения, а самые современные — с новым Vapo-подшипником или в сочетании с Magnetic Levitation Systems (MagLev или MS). Также у некоторых моделей имеется встроенный датчик скорости вращения или же система защиты двигателя при нештатных ситуациях, например, блокировке крыльчатки.
Весь этот широкий ассортимент вентиляторов SUNON предлагает официальный дистрибьютор компании — производителя — ООО «Дискон» (рис. 1).
Рис. 1. Вентиляторы SUNONРассмотрим более детально современные конструкции подшипников, используемых в вентиляторах SUNON.
Подшипник Vapo bearing — улучшенная модификация классического подшипника скольжения. Основное отличие заключается в существенно более прочной внутренней поверхности подшипника, благодаря чему абразивное действие вала ротора заметно снижается.
Еще одним важным достоинством подшипника Vapo bearing является отсутствие механического закрепления вала ротора в подшипнике — нет шайб и масляных прослоек, используемых в стандартных конструкциях. В результате исключается возможность блокирования высокотемпературных газов и образования твердых микрочастиц в пространстве вал-подшипник, уменьшающих срок службы вентилятора. Технология Magnetic Levitation Systems(рис. 2) заключается в применении в конструкции вентилятора дополнительных магнитных пластин. При этом в пространстве «магнитная пластина — магнит ротора» образуется дополнительное магнитное поле, параллельное валу. В результате вес ротора полностью уравновешивается этим дополнительным магнитным полем. Образуется «магнитная подушка», поддерживающая ротор.
Рис. 2. Привод и стабилизация ротора в системе Magnetic Levitation System
Совместное использование Vapo bearing и Magnetic system дает следующие преимущества:
- Область трения в пространстве вал-подшипник сведена к минимуму (вал испытывает трение практически лишь о воздух) — вентилятор легко стартует и меньше шумит.
- Такие вентиляторы могут работать при температуре до 90°C.
- Благодаря упрощенной конструкции (отсутствуют сальник, шайбы) исключается проблема утечки масла и уменьшается стоимость вентилятора.
Вентиляторы SUNON на подшипниках качения и с системой MagLev обладают значительными преимуществами перед классической системой с подшипником качения. В подобной конструкции вал поддерживает дополнительное магнитное поле, что позволяет отказаться от миниатюрной пружины, выполняющей эту функцию в стандартных конструкциях. Это снижает стоимость вентилятора. Кроме этого, дополнительное магнитное поле «укрепляет» конструкцию, делая ее менее восприимчивой к внешним механическим воздействиям. Выбор типа подшипника в вентиляторе напрямую зависит от условий эксплуатации, а именно температуры, влажности, расположения вентилятора в пространстве, вибрации и ударных нагрузок. Высокая температура (50 — 700С) и низкая влажность — только подшипники качения (срок службы в 3-5 раз выше, чем у «классических» подшипников скольжения) и подшипники Vapo. В остальных случаях (невысокая температура, любая влажность) — предпочтительнее подшипники скольжения, а наиболее оптимален — Vapo.
Вентиляторы с подшипником скольжения нежелательно использовать в переносных конструкциях, так как изменение ориентации оси вентилятора во время работы приводит к преждевременному износу подшипника. Если же вентилятор подвержен вибрации и ударным нагрузкам, то лучше использовать подшипник скольжения.
В горизонтальном положении время работы подшипника скольжения сокращается на четверть, «лежа» лучше работают подшипники качения, а в особо тяжелых условиях лучше применять Vapo-подшипник c Magnetic Levitation Systems, у которого магнитное поле поддерживает ось вала и ось подшипника строго параллельно, снижая нагрузку и износ подшипника, а также уровень шума. При удачном выборе типа подшипника в вентиляторе для конкретного приложения срок службы вентилятора составит до 30-50 тыс. часов. Время работы среднего вентилятора SUNON с Magnetic Levitation Systems в паре с Vapo-подшипником составляет 100 тысяч часов, что в 2 раза выше, чем у вентиляторов с «классическими» подшипниками.
Совместное использование Vapo-подшипника и Magnetic Levitation Systems позволяет создать универсальный вентилятор, имеющий все преимущества подшипников качения и скольжения при любых условиях эксплуатации. При таких оптимальных характеристиках по сроку службы и уровню шума цена на вентиляторы SUNON с системой MagLev находится практически на одном уровне с ценами на вентиляторы с подшипниками скольжения и качения. Так, цена на модель с системой MagLev и Vapo-подшипником KD1206PFV1.MS.G.(9).A.GN у официального дистрибьютора SUNON — ООО «Дискон» составляет22,13 грн. Производительность этого вентилятора 27,2м.куб./час., уровень шума 25,8дБ, размер 60×60 × 10мм, имеется встроенная функция защиты двигателя от блокировки крыльчатки.
Исходя из всего вышесказанного видно, что практически во всех условиях эксплуатации использование вентиляторов SUNON с Vapo-подшипником и Magnetic Levitation Systems предпочтительнее и экономически выгодней, чем использование вентиляторов с обычными подшипниками скольжения и качения.